menu
person

Матрёшка.

Знаете ли Вы, что у Русской Матрешки тоже есть День Рождения? Официальной датой рождения принято считать месяц Апрель! Благодарненский музей решили не пройти мимо  этой знаменательной даты,  и  приглашает в гости  на выставку «В гости к нам пришла весёлая матрёшка».  Весёлый хоровод  матрёшек пополнили В.Шейкина, Е.Затонская, Е.И.Жигалова, О.Кожановой.   Матрешку –колольчик  из  своей коллекции колокольчиков Г.Сарандаева, а Т.Чеботарёва передала семейную реликвию матрёшку 60-х годов. На выставке авторские матрёшки учащихся Благодарненской школы искусств художественного отделения, руководитель Г.А.Морина сдела матрёшек из ваты.  Вани  Покидову вся семья    помогала расписывать матрёшку.   На выставке в весёлом хороводе кружат матрёшки  из  детских садов № 1,3,29.

    Родилась чернобровая красавица с доброй улыбкой на лице в Леонтьевском переулке в Москве в доме под номером 7. Раньше здесь находилась мастерская-магазин под названием "Детское воспитание". Первоначально это был магазин детских книг, принадлежавший Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого мецената Саввы Мамонтова. Позже при магазине открылась мастерская игрушек. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Игрушки создавали народные мастера-умельцы.
До появления Матрёшки русские мастера уже делали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми.
Мамонтов поставил задачу умельцам создать новую деревянную куклу.
Автором новой формы стал известной токарь Василий Петрович Звёздочкин.   Один из образцов создания матрёшки он сделал в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике.
Мамонтову новая игрушка понравилась и он попросил художника Сергея Васильевича Малютина, который в то время иллюстрировал книги его издательства, расписать новую игрушку.
Благодаря известному художнику Сергею Васильевичу Малютину, который изобразил куклу чернобровой красавицей, расписал её гуашью, одел в русский крестьянский наряд, украсил росписью: красный сарафан, зеленую кофту, белый фартук, цветастый платок, в руках изобразил черного петуха, появилась весёлая матрёшкина расскраска.
Кукла эта раскрывалась, а внутри неё была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна...
Первая, представленная всему миру матрёшка, была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец.
Но откуда же взялось это имя - Матрёшка? Одни историки утверждают: что это имя произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие, что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать). В то время одним из самых распространенных деревенских имен было имя Матрена, ласкательное Матрешка, поэтому-то и куклу назвали матрешкой. Вот так и родилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”.
Первая матрешка сразу же приглянулась мастерам из Сергиева Посада, традиционного "игрушечного" центра Подмосковья.
В то время были и «этнографические» куклы, одетые в костюмы жителей разных регионов России. Одежки для этих кукол копировались по моделям музеев и гравюрам старинных книг. Такие куклы получили высочайшее одобрение Александра III, как «полезное для воспитания граждан начинание, рассказывающее о быте, жизни, культуре
и фольклоре России», а в 1893 году и почётный диплом на Всемирной Чикагской выставке.
Например, куклы изображающие жениха и невесту: в невесту "вкладывается" вся ее женская родня, в жениха - мужская. А есть матрешка, посвященная сказке "Репка"... Не откажешь в изобретательности и современным художникам. Т. Семенникова назвала свою матрешку "Русские писатели", а С. Абакумова придумала серию, посвященную царской семье, и назвала ее "Николай II".
В апреле 1900 года состоялась Парижская выставка, где и была представлена Матрешка всему миру. И получила бронзовую медаль. Первую Матрешку создали до апреля 1900 года. И поэтому датой рождения принято считать апрель 1900 года.   
В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но дорогая кукла, предназначалась детям, в основном, если их родители были настоящими ценителями искусства.
Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин.

Такие матрёшки "рассказывали" целые истории.
 “Я русская матрёшка,
Собою хороша,
За тысячью одёжек
Сидит моя душа.”

 Слова русской народной песни.
 Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду "научились" петь и даже ходить: ноги такой матрёшки, "обутые" в лапти, подвижны, - и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название "матрёшки-ходилки".
       Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной - с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!
Вначале матрёшек грунтуют, расписывают, затем - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. А вот гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уж потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".
В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки - и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже - незначительно - с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка - это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими "розанными" рисунками - основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки - сделанные в городе Семёнове Нижегородской области - легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей "вместительностью" - традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове - это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая "северная" в России - вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.
Народные умельцы с удовольствием работают с этой куклой и по сей день: придумывают матрешке новые наряды, изображают традиционные сюжеты русских народных сказок на ее сарафане и многое другое.
В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас можно купить разнообразные сувениры на любой вкус - матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим "матрёшка", то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

  Матрёшка –   изначально   создавалась для маленьких детей. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, ваш карапуз будет удивлен этим чудом. Она будет полезной и годовалым малышам, и детям постарше, развивая их мышление и логику, координацию движений и художественный вкус.
Вот такая загадочная история рождения этой знаменитой игрушки, ставшей символом русского народного искусства и национальным сувениром.

Категория: Мои статьи | Добавил: muzej (24.05.2014)
Просмотров: 651 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0